Примерно в 1750 г., как результат повышения уровня грамотности, возникла необходимость в более простом и более долговечном пере для использования в конторах и учебных заведениях. Стальное перо, по логике вещей, представлялось законным наследником гусиного, хотя в период с 1800 по 1835 гг. начали появляться и другие заменители гусиного пера. Одни перья изготовляли из рога и черепахового панциря, другие были украшены бриллиантами и рубинами в золотой оправе. Ни одна из этих моделей не имела коммерческого успеха. Сведения о том, кто изобрел металлическое перо, отсутствуют. Имеются несколько претендентов на приоритет. Документально установлено, что стальные перья делал в Бирмингеме (Англия) еще в 1780 г. изготовитель разрезных колец для ключей по фамилии Харрисон. В 1808 г. житель Лондона Уайз использовал принцип Харрисона для изготовления стальных перьев, торгуя ими по цене 5 шиллингов. Эти перья завоевали большую популярность. В 1820 г. Джозефу Гиллотту, одному из первых наиболее известных изготовителей, удалось изготовить тонкое, упругое стальное перо. Джон Митчелл начал изготовлять перья механическим способом, а Джеймс Перри тогда же развил бурную деятельность в этом направлении. В 1828 г. Джосайя Мейсон приступил к производству перьев с целью усовершенствования их конструкции и снижения стоимости. В том же году он изготовил цилиндрическое перо для Джеймса Перри, а в следующем году — перья с расщепом. В 1830 г. Перри взял на вооружение способ, позволявший делать стальные перья более упругими путем просечки отверстия в центре пера между кончиком и крыльями, а также прорезания одного или нескольких боковых расщепов по обе стороны центрального расщепа. Стальное перо совершило большой прогресс по сравнению с традиционным, однако уже здорово надоевшим гусиным. Более высокая стоимость компенсировалась более продолжительным сроком службы и удобством пользования. Механизированное производство перьев началось в 30-х гг. XIX столетия, преимущественно в новом промышленном городе Бирмингеме. Развитие этой важной отрасли стимулировалось повышением общего уровня грамотности и новыми методами рекламы.