ОФП (Основная Физическая Подготовка)

В этой статье будет раскрыто значение и структура ОФП, приведены примеры упражнений. Так как путём опроса было выясненно, что около 68% всех учащихся не знают, как расшифровывается данная абривиатура и в чём суть методики.

ОФП представляет собой процесс, направленный на развитие основных физических качеств и совершенствование жизненно необходимых двигательных навыков. Цель ее — создание общей двигательной подготовленности, которая используется в качестве фундамента специальной подготовки.

В процессе общей физической подготовки решаются следующие задачи: воспитание основных физических качеств, повышение функциональных возможностей, расширение объема двигательных навыков, повышение спортивной работоспособности, разностороннее физическое развитие, стимуляция восстановительных процессов, укрепление здоровья.

В этих целях используется комплекс физических упражнений общего воздействия, тем самым создается основа для специализированного развития отдельных качеств. Разнохарактерные упражнения вызывают более быструю адаптацию и ускоряют протекание восстановительных процессов.

Разнообразие упражнений призвано обеспечить расширение двигательных возможностей.

При этом необходимо учитывать закономерности переноса и взаимодействия различных качеств и навыков. Они могут быть положительными, отрицательными и нейтральными. С увеличением силы растет скорость, улучшаются координация и точность бросков баскетболистов. Положительный перенос обеспечивают близкие по структуре к основным игровым приемам навыки, совпадающие с игровым режимом мышечной работы.

В тренировках широко используют ОРУ (общие развивающие упражнения) без предметов, с предметами (набивные мячи гантели и т. д.), прыжки в высоту и длину, метания, бег на различные дистанции и с препятствиями, кроссы, акробатические упражнения, упражнения с отягощением.

Общая физическая подготовка достигает своих целей только при условии постоянства и непрерывности. Она входит обязательной составной частью в тренировки на всех периодах подготовки спортсменов, не теряет она своего значения и при достижении высокого мастерства, когда возрастает ее роль как средства узкой специализации, обеспечивающего разнообразие, переключение и оздоровление занимающихся.

Кроме правильного подбора упражнений важное значение имеет также правильное определение объема физической нагрузки и распределение её в процессе учебно-тренировочных занятий.

Двигательные качества формируются неравномерно и не одновременно. Прирост в различные возрастные периоды неодинаков. Наивысшие достижения в силе, быстроте, выносливости достигаются в разном возрасте. Развитие двигательных качеств зависит от функционального состояния ряда систем организма. Так, выносливость в значительной мере определяется деятельностью сердечно — сосудистой, дыхательной систем, экономным расходованием энергии. В этих условиях характерными для игровой деятельности являются реакция с выбором и реакция движущийся предмет, неоднократные стартовые ускорения со сменой направления за мячом, за соперником и от него, замена одних приемов и действий другими и, наконец, выполнение приемов техники и осуществление тактических комбинаций при максимально быстром передвижении.

В основе методики развития быстроты передвижений лежит комплекс специальных спринтерских упражнений. Однако простое увеличение средств спринта в экспериментальных занятиях на протяжении годичного тренировочного цикла через определенное время приводит к падению интереса к ним занимающихся и как следствие — к работе на скоростях ниже максимальной. Поэтому необходимы специфические стимуляторы проявления быстроты у баскетболистов.

Быстрота движений помимо многих факторов зависит и от степени мастерства спортсмена. Точное исполнение приемов с максимальной скоростью, равно как и на максимальной скорости передвижения, является очень сложным умением, т.к. в этих случаях затруднены сенсорные коррекции в ходе выполнения движений.

Попытка соединить высокую скорость передвижения и не в совершенстве усвоенные приемы приводит к тому, что — либо ухудшается точность, либо падает скорость. Для баскетбола неприемлемо ни, то, ни другое. Поэтому применение на разных этапах тренировки комбинированных упражнений в скорости и технике /когда технические приемы выполняются непосредственно во время ускорения/ с целью развития баскетболистов нецелесообразно. Использование таких упражнений будет обоснованно лишь при условии совершенного владения приемами на основе первоначального раздельного совершенствования качества быстроты и техники игры.

При этом очень важно, чтобы предварительное овладение приемами техники приходило, как рекомендуют специалисты, на так называемой «контролируемой» скорости //близкой к максимальной, но не равной ей/.

Это позволяет сохранять скоростно-силовую структуру движения, характерную для максимальной скорости, и одновременно осуществлять контроль за техникой его исполнения.

Однако в дальнейшем комбинированные упражнения необходимы, что связано с особенностями выполнения технических приемов в игре. Большинство приемов техники осуществляется в возможно более короткие временные отрезки и, как уже сказано, на фоне передвижения, которое в идеале должно быть максимально быстрым. Поэтому помимо достижения высокой скорости и точности выполнения отдельного приема вне зависимости друг от друга необходимо уметь сочетать их.

Для игровой деятельности наиболее характерны комбинации с быстрой сменой одних другими. Важно такое сочетание высокой скорости передвижения с быстротой и точностью выполнения нескольких чередующихся приемов. Усложняется это тем, что меняются разные по характеру и структуре приемы, которые невозможно предусмотреть заранее. Совершенствуются эти умения при помощи специфических средств. Одним из таких средств являются рекомендуемые упражнения в быстроте реакции и быстроте передвижений с одновременным выполнением нескольких технических приемов, сменяющих друг друга, а также специальные игры.

В процессе отыскания специальных средств по развитию быстроты обнаружено благоприятное влияние этих упражнений на развитие ловкости.

Ловкость. Имеет большое значение во всех видах спорта, но особую важность приобретает в тех, которые отличаются сложной техникой и непрерывно изменяющимися условиями. Определение ловкости как физического качества представляет для специалистов значительные трудности. Это связно с тем, что не совсем ясен вопрос — чем может быть измерена ловкость. Основным измерением ловкости считается координационная сложность действия, точность выполнения и время выполнения.

«Ловкие движения» — это движения очень тонкие по своей пространственной точности, по своей пространственной координации наряду с этим точно укладывающиеся в определенные, подчас очень сжатые, временные рамки. При этом пространственная и временная точности и сочетание движений проявляются не только в строго стандартных, но и в переменчивых условиях. Ловкость определяются как способность овладевать новыми движениями, с одной стороны, и как способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с условиями изменяющейся обстановки — с другой.

Различают 3 степени ловкости. Первая степень характеризуется пространственной точностью и координации движений. Вторая -пространственной точностью и координацией в сжатые сроки. Третья, высшая степень ловкости — проявление быстроты и ловкости в специфических условиях баскетбола, а в связи с этим необходимость параллельной работы над развитием этих качеств.

Для успешной игровой деятельности баскетболистам необходимы все 3 степени ловкости. Причем наиболее важную роль играет высшая степень. В противном случае, как бы виртуозно и точно не исполнялись приемы в стандартных не изменяющихся условиях, они будут мало эффективны при внезапных непрерывных изменениях игровых ситуаций.

Главным направлением в развитии ловкости считается овладение новыми разнообразными умениями. При этом очень важно повышение координационных трудностей, с которыми должны справиться занимающиеся, исходя из точности движений, взаимной согласованности и внезапности изменений игровой обстановки на площадке.

Для развития ловкости как умения овладевать новыми движениями применяются любые упражнения, включающие элементы новизны. А для развития ловкости как умения рационально перестраивать двигательную деятельность в сжатые временные сроки используют упражнения требующие мгновенного реагирования на внезапно изменяющиеся ситуации.

Рекомендуется применять упражнения близкие к соревновательным с различными изменениями и дополнениями, вносимыми как в технику выполнения приемов и содержание упражнений, так и в условия и обстановку осуществления их. В упражнениях учитываются наиболее распространенные в игровой деятельности чередования способов передвижений и характер ускорений, используются также разные условия старта для партнеров по упражнению /один прыгает, второй в положении готовности к старту; один спереди, второй сзади и т.д./.

Различие условий старта и условий, решаемых при передвижении, неотъемлемая особенность действий баскетболистов.

Гибкость — под этим понимают свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Различают активную /проявляющуюся за счет собственных мышечных усилий/ и пассивную /проявившуюся при приложении к движущейся части тела внешних сил — силы тяжести, усилий партнера и т. д./. Пассивная гибкость всегда больше активной, и в большинстве случаев ее увеличение создает предпосылки для роста амплитуды активных движений.

Гибкость зависит от свойств суставного и нервно-мышечного аппарата спортсмена. Наиболее важные из них: эластичность мышц, сухожилий, связок и суставных сумок, сила мышц, с помощью которых выполняется движение части тела в данном направлении, форма и степень соответствия и размеры сочленяющих суставных концов костей и т.д. За счет улучшения мышц и связок гибкость увеличивается.

Гибкость зависит от возраста: обычно у детей она наибольшая. С возрастом гибкость снижается. Принято считать, что наиболее оптимальные условия для ее развития создаются в 10-16 лет. Гибкость зависит от пола. Подвижность в суставах у девочек и девушек больше, чем у мальчиков и юношей. Мальчики отстают в развитии гибкости от девочек по ряду показателей примерно на 20-30%. Гибкость зависит от способностей мышц к расслаблению, она существенно изменяется под влиянием утомления, причем показатели активной гибкости уменьшаются, а пассивной — увеличиваются. Это связано с тем, что при утомлении мышц снижается их сила и эластичность, ухудшается способность к расслаблению. В таких мышцах раньше возникает охранительное напряжение. Под влиянием активных движений /разминка, упражнения на растягивание/ повышается эластичность и температура мышц, гибкость улучшается и, наоборот, пассивный отдых, охлаждение тела ухудшают гибкость. На гибкости, больше чем на других физических качествах, сказывается суточная периодика / в утренние часы гибкость значительно снижена/.

Гибкость следует развивать лишь до такой степени, которая обеспечивает беспрепятственное выполнение необходимых движений.

При развитии гибкости упражнения выполняются сериями по несколько повторений в каждой. Для движений в предплечье и тазобедренных суставах от 15-25 /7-8лет/ до 30-45 /13-17 лет/ повторений в серии. Пассивные и статические упражнения целесообразно применять, когда существенно возрастет масса мышц и связочный аппарат почти перестает деформироваться. Упражнения на растягивание наиболее эффективны, если их выполнять 1-2 раза. Если стоит задача подержания определенного уровня гибкости, можно ограничиться редкими занятиями.

Выносливость во многом зависит от силы напряжения мышц, выраженной в процентах от максимальной. Чем меньший процент составляет усилие по отношению к максимальной силе мышц, тем выше будет выносливость.

Быстрота характеризуется латентным временем двигательной реакции, скоростью одиночного движения, частотой движений. Между отдельными проявлениями быстроты не всегда существует надежная взаимосвязь. Высокая скорость движений может сочетаться с замедленной двигательной реакцией. Быстрота определяется подвижностью нервных процессов, координацией мышц со стороны ЦНС, особенностями строения и сократительными свойствами мышц.

Быстрота — способность, человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Выделяют элементарные /быстрота простой и сложной реакции, быстрота одиночного движения/ и комплексные формы проявления быстроты /быстрота перемещения баскетболиста/.

Совершенствование отдельных сторон быстроты баскетболиста с применением общепринятых средств является первостепенной задачей. Однако это только одна сторона, известно, что быстрота в различных видах деятельности имеет свою специфику. В баскетболе она обусловлена тем, что проявление ее происходит в непрерывно изменяющихся ситуациях непосредственном соревновании с соперником в скорости и при его сопротивлении с систематическим чередованием различных сторон быстроты и их сочетаний при наличии сбивающих факторов -помех.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *