Конец календарного года подводит итоги многим начинаниям. Традиционно в конце второй четверти финиширует читательский марафон «По дорогам славянских сказок». Сказки – это особый жанр, который в разных формах изучения открывает перед ребенком мир чувств, образов, законов устройства общества, культурных и духовных ценностей. Каждый педагог проводит свой класс в сказку своим путем, ставит задачи и получает рефлексию в конкретной среде. Так, самые юные читатели 1 – В (Ивченко Т. Ю.), 1 – Д (Юшина Г. М.) и 1 – З (Соколова Л. В.) читали, слушали, смотрели русские народные сказки от «Рукавички», «Теремка» до «Морозко».
Учитель Юшина Г.М. считает, что восприятие сказки в младшем школьном возрасте должно осуществляться с опорой на игру, иллюстрацию, т.к. действие и составляет один из наиболее значимых видов деятельности ребёнка. Деятельность на таких занятиях определяет развитие как интеллектуальных, так и познавательных процессов (речи, мышления, воображения) у первоклашек. Галина Михайловна активно сотрудничает с библиотекой, проводит занятия на ее фондах. При знакомстве с русской народной сказкой ею были применены разные виды деятельности у детей:
- чтение — рассматривание иллюстраций;
- слушание и запоминание сказок;
- рассказывание сказки одним ребенком или поочередно;
- лепка героев сказок;
- театрализация;
- иллюстрирование;
- совместный просмотр МФ и КФ по мотивам русских народных сказок.
Второклассники читали сказки разных славянских народов самостоятельно, активно обсуждали героев и нравственные уроки сказок. В марафоне участвовали 2 – А (Никулина В. С.), 2 – В (Жукова К. Ю.), 2 – Г (Соколова Л. В.), 2 – Е (Крылова И. Ф.).
В театрализации сказки участвовали 3 – А (Аксёнова Л. В.) и 3 – В (Романова Т. Е.). Отдельный проект по сказке получился у 3 – Е класса (Климович О. В.). Ребята в классе прочитали сказки А. Афанасьева «Снегурочка», В. Даля «Девочка Снегурочка», Т. Ф. Зажигиной «Девушка-Снегурочка». Просмотрели фильмы «Снегурочка» по пьесе Островского и «Ледяная внучка». Из разных источников ребята собирали сказочные образы Снегурочки и Деда Мороза, загадки о них и новогодних приметах, вырезали снежинки и коллекционировали раскраски. Из накопленного материала ребята составили «Лепбук Снегурочка», как итог работы по сказкам. В четвертых классах народные сказки (белорусские, русские, украинские) читали и слушали на уроках. К сказкам самостоятельно готовили иллюстрации 4 – Б (Крылова И. Ф.) и 4 – В (Решетова И. В.).
В славянских классах среднего звена (6 – В, 7 – Е и 8 – В) учителя украинского языка Макаревич А. А. и польского языка Фахретдинова А. П. подготовили для своих групп сказки польского и украинского народов. Сказочные герои национальных сказок сильно отличались от героев русских народных, чем и были интересны для читателей. Читательский марафон у этих педагогов заканчивался викторинами по сказкам и обсуждением результатов, а для школьников – расширением кругозора и эмоциональным обогащением. Ведь сказка – это целый параллельный мир.
И в этот мир органично вошла новая постановка Н. Кузнецова «Музыканты из Бремена» на польском языке. Малой группой участников Николай Николаевич представил новый сюжет старой классической сказки. К участникам марафона 2 – Г, 2 – Е и 3 – Е классам «Музыканты из Бремена» пришли в гости прямо на урок и были очень радушно приняты ребятами. Польская речь артистов не смущала, герои были узнаваемы, а игра понятна всем. Артистами в группе «Музыкантов» стали ученики польской подгруппы 7 – Е класса – Грецкий Кирилл (пёс), Баньков Максим (кот), Сабанцев Алексей (петух) и их руководитель Кузнецов Н. Н. (осёл). Время марафона закончилось, но любовь к народной сказке – нескончаема. До новых встреч, друзья!
Макаревич А. А.