Создание условий для образования детей с ОВЗ и детей с инвалидностью

  Нормативно-правовые документы
  Федеральный уровень
 
  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ 1598 от 19.12.14 )
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью ( Приказ 1599 от 19.12.14)
  3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 февраля 2015 года № ВК-333/07 «Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ ( Исх ВК-333_0
  Информационно-нормативная база  в МАОУ СОШ № 16
Письмо Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ» (pdf, 9.0MB)
СанПиН для ОВЗ
Кодекс общения с лицами с инвалидностью
Положение об инклюзивном образовании

 СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКЕ  МАОУ ЗАОЗЕРНОЙ СОШ № 16

В последнее десятилетие, произошли существенные изменения в сфере образования Российской Федерации.  Резко возросло внимание к проблеме образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. С принятием Федерального закона № 273 — ФЗ «Об образовании» стало развиваться инклюзивное образование, направленное на обеспечение всестороннего развития обучающихся, имеющих особые образовательные потребности.

Одной из главных задач государственной политики перед системой образования является создание условий для обеспечения доступности и получения качественного образования лиц с ОВЗ и инвалидностью совместно с обучающимися, не имеющими ограничения. Декларирование инклюзивного образования, подразумевает, что создание комплекса всех условий образования становится безусловным требованием к развитию образовательной организации.

В МАОУ Заозерная СОШ № 16 г. Томска накоплен опыт по обучению особой категории лиц с ОВЗ. В 2013 году в контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», с  целью модернизации образования, реализации инновационной деятельности школы  в направлении совершенствования процесса обучения и воспитания, обновления содержания образования в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты и в целях совершенствования коррекционной работы с обучающимися, школа вступила в  инновационный проект  «Проектная деятельность, как средство создания психологически комфортной развивающей среды для формирования  универсальных учебных действий у детей с проблемами обучения и здоровья».

Инклюзивное образование в школе предполагает совместное обучение детей с особыми образовательными потребностями и сверстниками, не имеющими каких-либо ограничений в пределах одной образовательной организации при создании специальных условий обучения.

На сегодняшний день в школе обучается 110 человек с ОВЗ (из них 12 чел. с инвалидностью), что составляет 5,1 % от общего количества обучающихся. Общее количество обучающихся с инвалидностью – 16 человек. Нозология двух категорий обучающихся весьма разнообразна: нарушение зрения (слабовидящие), нарушение мнестической сферы (аутизм), нарушение опорно-двигательного аппарата, нарушение слуха (слабослышащие), нарушение речи, задержка психического развития.

Основными принципами инклюзивного образования в школе являются:

  • Включающее образование всех категорий, обучающихся в общую образовательную среду.
  • Архитектурные условия, приспособленные под особые нужды обучающихся (корпус по адресу: ул. Береговая, 6).
  • Адаптированные образовательные программы, индивидуальные планы обучения.
  • Индивидуальное и групповое психолого-педагогическое сопровождение специалистами.
  • Развитие методологии, признающей, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении.
  • Создание толерантной среды и поддержка обучающихся с особыми потребностями.
  • Включение обучающихся с ОВЗ во внеурочную, досуговую и культурно-массовую деятельность.

Комплекс всех перечисленных условий подразумевает, что для осуществления полноценной инклюзии необходима соответствующая подготовка педагогических кадров, позволяющая находить подход к каждому обучающемуся во время образовательного процесса. Наличие архитектурной доступности и современные средства обучения, позволяют беспрепятственно осуществлять доступ в школу, получать качественное образование на всех видах занятий.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» обучение лиц с ОВЗ и инвалидностью осуществляется на основе образовательных программ, адаптированных с учетом психофизиологических особенностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающих компенсацию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся. Адаптированная образовательная программа – это учебно-методический комплекс, определяющий содержание образования, ожидаемые результаты, условия реализации, планируемые результаты освоения образовательной программы, специальные условия для организации образовательной деятельности в школе. 

Обучение по адаптированной образовательной программе осуществляется на основании заявления законного представителя, обучающегося с ОВЗ и/или инвалидностью, и заключения психолого-медико-педагогической комиссии о необходимости создания специальных образовательных условий с указанием типа/варианта адаптированной основной общеобразовательной программы.

Одним из немаловажных условий является психолого-педагогическое, логопедическое и дефектологическое сопровождение. Организация коррекционно-развивающих занятий узких специалистов в комплексном подходе, значительно увеличивает процесс декомпенсации имеющихся нарушений и коррекцию  отклонений в поведенческой, психоэмоциональной, речевой и интеллектуальной сферах.

Для создания полноценной образовательно-развивающей среды необходим всесторонний подход вовлечения всех участников образовательного процесса. Стоит отметить, что работа в данной системе затрагивает также родителей и других членов семьи, педагогов и специалистов образовательной среды, администрации и структур дополнительного образования. Результативность инклюзивного образования в полной мере зависят от культуры отношения всех участников данной педагогической практики.

Для детей с ОВЗ принципы инклюзивного образования обозначают, что разнообразию потребностей соответствует образовательная среда, которая является для обучающегося минимально ограничивающей и достаточно включающей. Все участники образовательного процесса приобретают социально-важные качества, такие как: сопереживание, толерантность, терпимость, сострадание и взаимопомощь, учатся совместному взаимодействию и поддержки, что способствует созданию инклюзивной культуры как в школе, так и в обществе в целом.

Вовлечение обучающихся во внеурочную, социально-значимую, досуговую и культурно-массовую деятельность, позволяет погрузить детей с ОВЗ в образовательный процесс и развить имеющийся потенциал.

Таким образом весь комплекс созданных условий в школе способствует реализации принципов инклюзивного образования, что позволяет обучающимся с ОВЗ и/или инвалидностью на ровне со сверстниками получать качественное образование и способствует развитию необходимых качеств, способствующих успешной социализации в обществе.

АНО ДПО «Сибирский институт практической психологии педагогики и социальной работы» предоставляет услуги психолого-педагогического сопровождения детям-инвалидам Томской области от 3-х до 18 лет, нуждающимся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. О направлении информации

 

 

Bombax Theme designed by itx