Создание условий для образования детей с ОВЗ и детей с инвалидностью
Нормативно-правовые документы |
|
Федеральный уровень | |
|
|
Информационно-нормативная база в МАОУ СОШ № 16 | |
Письмо Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ» (pdf, 9.0MB) | |
СанПиН для ОВЗ | |
Кодекс общения с лицами с инвалидностью | |
Положение об инклюзивном образовании |
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКЕ МАОУ ЗАОЗЕРНОЙ СОШ № 16
В последнее десятилетие, произошли существенные изменения в сфере образования Российской Федерации. Резко возросло внимание к проблеме образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. С принятием Федерального закона № 273 — ФЗ «Об образовании» стало развиваться инклюзивное образование, направленное на обеспечение всестороннего развития обучающихся, имеющих особые образовательные потребности.
Одной из главных задач государственной политики перед системой образования является создание условий для обеспечения доступности и получения качественного образования лиц с ОВЗ и инвалидностью совместно с обучающимися, не имеющими ограничения. Декларирование инклюзивного образования, подразумевает, что создание комплекса всех условий образования становится безусловным требованием к развитию образовательной организации.
В МАОУ Заозерная СОШ № 16 г. Томска накоплен опыт по обучению особой категории лиц с ОВЗ. В 2013 году в контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», с целью модернизации образования, реализации инновационной деятельности школы в направлении совершенствования процесса обучения и воспитания, обновления содержания образования в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты и в целях совершенствования коррекционной работы с обучающимися, школа вступила в инновационный проект «Проектная деятельность, как средство создания психологически комфортной развивающей среды для формирования универсальных учебных действий у детей с проблемами обучения и здоровья».
Инклюзивное образование в школе предполагает совместное обучение детей с особыми образовательными потребностями и сверстниками, не имеющими каких-либо ограничений в пределах одной образовательной организации при создании специальных условий обучения.
На сегодняшний день в школе обучается 110 человек с ОВЗ (из них 12 чел. с инвалидностью), что составляет 5,1 % от общего количества обучающихся. Общее количество обучающихся с инвалидностью – 16 человек. Нозология двух категорий обучающихся весьма разнообразна: нарушение зрения (слабовидящие), нарушение мнестической сферы (аутизм), нарушение опорно-двигательного аппарата, нарушение слуха (слабослышащие), нарушение речи, задержка психического развития.
Основными принципами инклюзивного образования в школе являются:
- Включающее образование всех категорий, обучающихся в общую образовательную среду.
- Архитектурные условия, приспособленные под особые нужды обучающихся (корпус по адресу: ул. Береговая, 6).
- Адаптированные образовательные программы, индивидуальные планы обучения.
- Индивидуальное и групповое психолого-педагогическое сопровождение специалистами.
- Развитие методологии, признающей, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении.
- Создание толерантной среды и поддержка обучающихся с особыми потребностями.
- Включение обучающихся с ОВЗ во внеурочную, досуговую и культурно-массовую деятельность.
Комплекс всех перечисленных условий подразумевает, что для осуществления полноценной инклюзии необходима соответствующая подготовка педагогических кадров, позволяющая находить подход к каждому обучающемуся во время образовательного процесса. Наличие архитектурной доступности и современные средства обучения, позволяют беспрепятственно осуществлять доступ в школу, получать качественное образование на всех видах занятий.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» обучение лиц с ОВЗ и инвалидностью осуществляется на основе образовательных программ, адаптированных с учетом психофизиологических особенностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающих компенсацию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся. Адаптированная образовательная программа – это учебно-методический комплекс, определяющий содержание образования, ожидаемые результаты, условия реализации, планируемые результаты освоения образовательной программы, специальные условия для организации образовательной деятельности в школе.
Обучение по адаптированной образовательной программе осуществляется на основании заявления законного представителя, обучающегося с ОВЗ и/или инвалидностью, и заключения психолого-медико-педагогической комиссии о необходимости создания специальных образовательных условий с указанием типа/варианта адаптированной основной общеобразовательной программы.
Одним из немаловажных условий является психолого-педагогическое, логопедическое и дефектологическое сопровождение. Организация коррекционно-развивающих занятий узких специалистов в комплексном подходе, значительно увеличивает процесс декомпенсации имеющихся нарушений и коррекцию отклонений в поведенческой, психоэмоциональной, речевой и интеллектуальной сферах.
Для создания полноценной образовательно-развивающей среды необходим всесторонний подход вовлечения всех участников образовательного процесса. Стоит отметить, что работа в данной системе затрагивает также родителей и других членов семьи, педагогов и специалистов образовательной среды, администрации и структур дополнительного образования. Результативность инклюзивного образования в полной мере зависят от культуры отношения всех участников данной педагогической практики.
Для детей с ОВЗ принципы инклюзивного образования обозначают, что разнообразию потребностей соответствует образовательная среда, которая является для обучающегося минимально ограничивающей и достаточно включающей. Все участники образовательного процесса приобретают социально-важные качества, такие как: сопереживание, толерантность, терпимость, сострадание и взаимопомощь, учатся совместному взаимодействию и поддержки, что способствует созданию инклюзивной культуры как в школе, так и в обществе в целом.
Вовлечение обучающихся во внеурочную, социально-значимую, досуговую и культурно-массовую деятельность, позволяет погрузить детей с ОВЗ в образовательный процесс и развить имеющийся потенциал.
Таким образом весь комплекс созданных условий в школе способствует реализации принципов инклюзивного образования, что позволяет обучающимся с ОВЗ и/или инвалидностью на ровне со сверстниками получать качественное образование и способствует развитию необходимых качеств, способствующих успешной социализации в обществе.
АНО ДПО «Сибирский институт практической психологии педагогики и социальной работы» предоставляет услуги психолого-педагогического сопровождения детям-инвалидам Томской области от 3-х до 18 лет, нуждающимся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. О направлении информации