Четвертый проект имеет целью формирование метапредметных компетенций у обучающихся, в том числе и формирование ИКТ-компетентности.
Потребность в формировании ИКТ-компетентности учащихся выдвигает на первый план проблемы информатизации учебного процесса и моделирования процессов использования информационно-коммуникационных технологий в различных видах учебной деятельности, компьютер выступает как рабочий инструмент познания окружающей действительности. Чем интенсивнее идет процесс информатизации школы, тем эффективнее сотрудничество учителя и ученика. Все это способствует повышению ответственности ученика за результаты своего обучения. При этом учитель осуществляет общее руководство различными видами работ, которые выполняет сам учащийся, учитель же побуждает школьника учиться в различных условиях: и в школе, и за ее пределами, в реальной и виртуальной (on-line) среде, в которой доминируют методические подходы, ориентированные на гиперсвязное, интерактивное, визуальное и активное усвоение материала
Направление | Материалы |
Формирование компетенций на уроках информатики |
Представление методической системы работы учителя Вербицкой О.В. (в рамках проекта "Формирование современной информационно-образовательной среды школы в рамках реализации ФГОС нового поколения") Формирование и развитие ключевых (метапредметных) компетенций учащихся на уроках информатики и во внеурочное время (методическая система) |
Проектная деятельность (научное общество школы) |
Школьное научное общество "Империя наук" руководитель Буркова Т.Д., победитель ПНПО 2009 Результаты проектно-исследовательской деятельности на странице ЭОР |
Предпрофильная подготовка (элективы) |
Элективные курсы Вербицкая О.В., Гайдамака Е.П. Электив Физика в компьютерном классе, учитель физики Авздейко О.А. |
IT-технологии в профильном образовании |
Компьютерная графика 10-11 класс, программа Компьютерная графика (поурочные планы) Гайдамака Е.П., Вербицкая О.В. |
Учебные программы средней школы, как правило, ориентированы на сдачу экзаменов по основным предметам и подготовку к вступительным экзаменам в высшие учебные заведения. ИКТ в этих программах чаще являются учебным средством, а не учебным предметом. В то же время ученики должны уметь использовать ИКТ, демонстрировать компьютерные навыки в рамках различных школьных предметов, а также в последующем обучении и будущей работе. Но при этом знать и соблюдать этические и социальные нормы их применения, учитывать аспекты безопасности. Для приобретения всех этих знаний, выработки у учеников навыков и соответствующего отношения нужно сформировать и определенный уровень понимания социальных закономерностей, лежащих в основе развития информационного общества.
За последние два десятилетия в сфере компьютерных технологий в образовании появились следующие средства общего назначения:
· средства запоминания и совершенствования навыков в системе диалога «ученик–компьютер»;
· прикладные программы общего назначения: обработка текстов, электронные таблицы, базы дан
ных, инструменты для работы с презентациями и т. д.;
· экспертные системы;
· системы компьютерного моделирования и построения концептуальных схем;
· гипертекст, гипермедиа, системы виртуальной реальности;
· инструментальные средства поддержки группового взаимодействия, облачные технологии;
· сетевые системы управления знаниями.
Соотношение понятий компьютерной грамотности, ИКТ-компетентности и информационной культуры личности можно представить в виде лестницы информатизации, где на первой ступени формируется ИКТ-грамотность, на второй – ИКТ-компетентность и заключительная ступень – информационная культура личности.